«Возрастные особенности восприятия детьми
дорожных ситуаций и их поведения на дороге»
Уважаемые родители, идет учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу. Обычно этот путь проделывается детьми вместе с родителями, но часто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно – их нарушают. А ведь как гласит народная мудрость «Ничто не убеждает лучше примера».
Наиболее частыми причинами аварий, особенно с участием детей, являются:
- переход проезжей части в месте не предназначенном для этого или на запрещающий сигнал светофора;
- переход улицы непосредственно перед транспортом, который стоит или приближается;
- переход улицы, где она плохо просматривается в обе стороны;
- детские игры и шалости вблизи проезжей части или на ней;
-невнимательность во время перехода улицы.
Опасные ситуации на дороге возникают по нескольким причинам, самая главная из которых – большое количество машин на улицах. Значит, первое и основное правило безопасности – каждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, – первоисточник этих знаний для детей.
Как уберечь детей от ДТП?
Главная задача в том, чтобы привить детям навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи. Только знания, терпение, такт дают возможность научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Осторожно – на дороге дети!
Как же правильно научить детей оценивать дорожную ситуацию?
Почему дети ведут себя на дороге «не так»?
1. Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях.
2. Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации.
3. Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые переходят через дорогу, потому что поведение детей в жизни и, соответственно, на дороге, зависит от многих факторов, и основную роль здесь играют природные данные:
- Психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым: ребенок может ринуться вперед или изменить направление движения на 180 градусов, может совершить прыжок в сторону (чтобы не попасть в лужу) или встать посреди дороги (надеясь, что машина сама его объедет), может непроизвольно посмотреть в сторону по рассеянности.
- Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты, оно концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют детей больше всего.
- На детей большое влияние оказывают эмоции: радость, испуг, удивление, интерес к чему-то заставляют напрочь забыть об опасности, которой дети могут быть подвергнуты.
- Дети дошкольного возраста часто еще не способны точно определить источник звука, а в рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки, поэтому они могут не обратить внимание на звук приближающейся машины.
- Дети ориентируются преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются правилами: им (впрочем, как и взрослым) свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцирующего поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное» чувство: вести себя так же, как и другие.
- Взрослые, подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем, готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще.
- Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать варианты поведения водителя.
- Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля: при приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискнет пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся на большой скорости.
- Детям свойственно «туннельное зрение», при котором юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд.
- Рост маленьких пешеходов – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз ребенка от 3-х лет на высоте около 90 см, в возрасте 6-ти лет – около 110 см, поэтому из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.
-Дети до 4-х лет, как правило, почти незнакомы с ПДД, их поведение базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек: реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться, резко разворачиваться и объезжать препятствия точно так же, как и их игрушечные автомобили.
В экстремальной ситуации, когда дети поставлены перед срочным выбором как поступить, они легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищенности, они просто теряются. Чем труднее ситуация для детей, и чем больше надо проявить им сообразительности и скорости в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе. И, таким образом, образуется замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем дети медленнее и неправильнее принимают решение.
Выходом из этой ситуации может быть система формирования у детей навыков безопасного поведения на проезжей части.
Если Вы, родители, будете хоть немного больше знать о психических и физиологических особенностях несовершеннолетних участников дорожного движения, то сможете предотвратить намного больше нежелательных ситуаций на дороге, и как следствие, сберечь жизни и здоровье детей. |